Самые читаемые
13 Июн 2019
Масштабный праздник, который охватил почти всю область, продемонстрировал и успехи театров региона, и их проблемы.
Не только спектакли
В Год театра организаторы «Сцены» решили сделать программу фестиваля более насыщенной и многообразной. Потому помимо конкурсных и внеконкурсных спектаклей в эту программу были включены мастер-классы по сценической речи, по методике работы со зрителем, экскурсии, круглые столы…
– Все это очень важно, потому что дает возможность познакомиться нетолько с творчеством актеров, но и с современными образовательными технологиями, направленными, в первую очередь, на повышение зрительской культуры, – сказала Юлия Рыбакова, театральный педагог из Москвы, которая провела в рамках фестиваля цикл семинаров по организации зрителя и методике безоценочного обсуждения спектаклей.
Кроме того, на нынешнем фестивале работало и детское жюри (которое в силу явно подросткового возраста участников всегда просило именовать его «не-детским»). На его долю выпало оценить спектакли с точки зрения аудитории, к которой они обращены.
И все же основным событием нынешней «Сцены», посвященной спектаклям для детей, стала конкурсная программа, в которой приняли участие почти все профессиональные театры области.
И этот показ выявил, что работа по созданию детских спектаклей требует серьезного подхода – причем не только во время фестиваля.
«Детство» – значит «сказка»?
Прежде всего, на мой взгляд (автор этих строк работал во «взрослом» жюри фестиваля), есть проблема с самим репертуаром: пьес для детской аудитории (особенно современных) крайне мало. В ход идут инсценировки известных сказок, авторы которых подходят к тексту иногда слишком творчески.
Так, в спектакле Молодежного театра «Конек-Горбунок» от известного текста остались лишь сюжетная канва и несколько отрывков. Остальной текст составили цитаты из фильмов, мультфильмов и шлягеров, в результате чего получился пестрый коллаж почти без всякого смысла.
Инсценировка сказки о приключениях Буратино, которую поставил Златоустовский театр «Омнибус», напрочь приземлила волшебную историю о поиске двери, ведущей к счастью.
То же самое случилось и со сказкой «Аленький цветочек», кардинально переработанной драматургом Константином Рубинским для театра драмы им. Н.Орлова.
К сожалению, твердое убеждение режиссеров в том, что в детском спектакле все обязательно должны петь и танцевать, иногда приводило к странным результатам. Песни и танцы, например, едва не поглотили трогательный замысел автора пьесы «Сказка про Сашу Пабузина и грустную лошадь» в Магнитогорском театре драмы им. А.Пушкина Елены Лукмановой (кстати, актрисы данного театра).
Хотя из всех представленных оригинальных пьес эта история, бесспорно, все же была лучшей, за что заслужила спецприз жюри.
Режиссеры в дефиците
Еще одна проблема – режиссура детских спектаклей. На круглом столе, который завершал работу фестиваля, директор челябинского молодежного театра Галина Братышева откровенно признала, что постановщиков, умеющих работать с аудиторией 0+, сегодня крайне мало.
Вероятно, по этой причине жюри пришлось увидеть спектакли явно затянутые, иногда с большим количеством находок, явно адресованных взрослому зрителю.
Дети на таких спектаклях отвлекались, шумели, уходили в интернет-пространство с помощью поставленных в беззвучный режим мобильников…
Интересно то обстоятельство, что лучшим режиссером фестиваля все же был признан автор сложного спектакля, требующего от юного зрителя большой душевной работы, – главный режиссер театра кукол им. В.Вольховского Александр Борок.
По мнению председателя жюри, кандидата искусствоведения из Москвы Елены Покорской, спектакль «Детский альбом» в постановке А.Борока с самого первого дня (его показали в день открытия фестиваля) сразу стал одним из фаворитов конкурса и не нашел достойных конкурентов.
Быть честным
– Есть один путь к сердцу зрителя – быть честными и профессиональными, работать на совесть в каждом спектакле, – сказал еще один гость из столицы в составе жюри, театральный педагог, режиссер и актер Евгений Вильтовский.
К счастью, и зрителям, и жюри не раз за время фестиваля удавалось встретиться именно с таким честным, открытым и предъявляющим высокие требования к себе театром. По странному совпадению, это происходило, как правило, в небольших коллективах, порой страдающих от нехватки бюджетов...
Впрочем, более глубокое осмысление итогов фестиваля еще впереди. Пока же хочется сказать слова благодарности организаторам и всем участникам этого яркого события.
Напомним: фестиваль проходил при поддержке главы региона, правительства области и Законодательного собрания области. Организаторами мероприятия стали министерство культуры региона и Челябинское областное отделение Союза театральных деятелей РФ.
Источник: https://vecherka.su/articles/news/144681/
В Год театра организаторы «Сцены» решили сделать программу фестиваля более насыщенной и многообразной. Потому помимо конкурсных и внеконкурсных спектаклей в эту программу были включены мастер-классы по сценической речи, по методике работы со зрителем, экскурсии, круглые столы…
– Все это очень важно, потому что дает возможность познакомиться нетолько с творчеством актеров, но и с современными образовательными технологиями, направленными, в первую очередь, на повышение зрительской культуры, – сказала Юлия Рыбакова, театральный педагог из Москвы, которая провела в рамках фестиваля цикл семинаров по организации зрителя и методике безоценочного обсуждения спектаклей.
Кроме того, на нынешнем фестивале работало и детское жюри (которое в силу явно подросткового возраста участников всегда просило именовать его «не-детским»). На его долю выпало оценить спектакли с точки зрения аудитории, к которой они обращены.
И все же основным событием нынешней «Сцены», посвященной спектаклям для детей, стала конкурсная программа, в которой приняли участие почти все профессиональные театры области.
И этот показ выявил, что работа по созданию детских спектаклей требует серьезного подхода – причем не только во время фестиваля.
«Детство» – значит «сказка»?
Прежде всего, на мой взгляд (автор этих строк работал во «взрослом» жюри фестиваля), есть проблема с самим репертуаром: пьес для детской аудитории (особенно современных) крайне мало. В ход идут инсценировки известных сказок, авторы которых подходят к тексту иногда слишком творчески.
Так, в спектакле Молодежного театра «Конек-Горбунок» от известного текста остались лишь сюжетная канва и несколько отрывков. Остальной текст составили цитаты из фильмов, мультфильмов и шлягеров, в результате чего получился пестрый коллаж почти без всякого смысла.
Инсценировка сказки о приключениях Буратино, которую поставил Златоустовский театр «Омнибус», напрочь приземлила волшебную историю о поиске двери, ведущей к счастью.
То же самое случилось и со сказкой «Аленький цветочек», кардинально переработанной драматургом Константином Рубинским для театра драмы им. Н.Орлова.
К сожалению, твердое убеждение режиссеров в том, что в детском спектакле все обязательно должны петь и танцевать, иногда приводило к странным результатам. Песни и танцы, например, едва не поглотили трогательный замысел автора пьесы «Сказка про Сашу Пабузина и грустную лошадь» в Магнитогорском театре драмы им. А.Пушкина Елены Лукмановой (кстати, актрисы данного театра).
Хотя из всех представленных оригинальных пьес эта история, бесспорно, все же была лучшей, за что заслужила спецприз жюри.
Режиссеры в дефиците
Еще одна проблема – режиссура детских спектаклей. На круглом столе, который завершал работу фестиваля, директор челябинского молодежного театра Галина Братышева откровенно признала, что постановщиков, умеющих работать с аудиторией 0+, сегодня крайне мало.
Вероятно, по этой причине жюри пришлось увидеть спектакли явно затянутые, иногда с большим количеством находок, явно адресованных взрослому зрителю.
Дети на таких спектаклях отвлекались, шумели, уходили в интернет-пространство с помощью поставленных в беззвучный режим мобильников…
Интересно то обстоятельство, что лучшим режиссером фестиваля все же был признан автор сложного спектакля, требующего от юного зрителя большой душевной работы, – главный режиссер театра кукол им. В.Вольховского Александр Борок.
По мнению председателя жюри, кандидата искусствоведения из Москвы Елены Покорской, спектакль «Детский альбом» в постановке А.Борока с самого первого дня (его показали в день открытия фестиваля) сразу стал одним из фаворитов конкурса и не нашел достойных конкурентов.
Быть честным
– Есть один путь к сердцу зрителя – быть честными и профессиональными, работать на совесть в каждом спектакле, – сказал еще один гость из столицы в составе жюри, театральный педагог, режиссер и актер Евгений Вильтовский.
К счастью, и зрителям, и жюри не раз за время фестиваля удавалось встретиться именно с таким честным, открытым и предъявляющим высокие требования к себе театром. По странному совпадению, это происходило, как правило, в небольших коллективах, порой страдающих от нехватки бюджетов...
Впрочем, более глубокое осмысление итогов фестиваля еще впереди. Пока же хочется сказать слова благодарности организаторам и всем участникам этого яркого события.
Напомним: фестиваль проходил при поддержке главы региона, правительства области и Законодательного собрания области. Организаторами мероприятия стали министерство культуры региона и Челябинское областное отделение Союза театральных деятелей РФ.
Источник: https://vecherka.su/articles/news/144681/
Читайте также